Изменение камина с течением времени.
Сложно сказать, когда именно камин появился на свет. Судить можно только по историческим упоминаниям в рукописях и древних находках, принадлежавших той или иной цивилизации. Предком камина, хоть и еще не камином, считают древнейшее приспособление для приготовления пищи из эпохи неолита: это был просто костер, окруженный каменной стенкой от ветра, с отверстием в потолке для выхода дыма.
Местом рождения уже камина считают Древний Рим — колыбель множества полезных даров цивилизации. Конечно, первоначальная конструкция камина не была сложной: очаг находился по центру комнаты, а дымоход был укреплен балками, не связанными со стенами дома. Дымовая труба имела конусообразный раструб для лучшего улавливания дыма. Такая конструкция камина просуществовала не одно столетие, изменяя только отверстия для воздушных потоков и конструкцию дымохода.
Пристраивать камин к стене стали значительно позже — уже в средних веках. Камин постепенно переместился к стене, как и дымоход. Изготавливались чаще всего из тесаного камня, и были не только «блажью знати», но и вполне рабочим отопительным прибором среднего класса. Прочный камень не позволял сооружать богатый декор, потому камин имел довольно простые и грубые формы.
К Xlll веку камины стали популярны и востребованы: практически ни один замок не обходился без готического камина с большим порталом. Тогда же их и начали постепенно декорировать, и типы декора изменялись со сменой эпох и стилей. Размер каминов на то время впечатлял: многие камины позволяли зажарить целую тушу быка. Декор камина к Xlll веку включал гербы, пики, башни, изображения рыцарских турниров, охоты и других сюжетов.
Позже, с приходом эпохи Ренессанса, уже мраморные камины стали украшать колоннами, резьбой и лепниной. Шедевральные и уникальные по своей красоте творения украшали дома аристократов и королевские дворцы, становясь символом роскоши и престижа.
Такими камины дошли и до России: вычурными, роскошными и богатыми на декор. Конструкция же существенно не поменялась: дымоходы и камины стали встраивать в стены, причем дымоходы уже делали вертикальными.
Разнообразие пришло в каминное производство вместе с техническим прогрессом и дизайнерами-самоучками: так, к примеру, французский путешественник и изобретатель Доминик Имбер создал первый подвесной камин в конце 60-х гг. прошлого века.
К концу 20-го века творческие идеи и новшества позволили существенно разнообразить каминный ряд: изменения коснулись не только наружного дизайна, но и конструкции, и даже видов топлива. Газовые камины, электрические .и даже камины на специальном безвредном биотопливе — уже давно не новинка. Варианты расположения каминов теперь включают не только центральное и пристенное, но и угловое. Камины стали подвешивать к стенам и потолку, что было бы принципиально невозможно без изменений в строительных материалах: теперь это не тяжелый шамот или камень, а чугун и сталь, имеющие гораздо меньший вес.
Конструкция топки может быть открытой и закрытой, причем вторая позволяет контролировать воздушные потоки внутри топки, чем существенно повышает эффективность камина.
Функции двойного дожига — сложная система циркуляции воздуха в камине — также позволила повысить его КПД, и теперь камин становится не просто декором, но и вполне самостоятельным источником отопления.
Стоит ли говорить о том, как изменился дизайн каминов к нашему времени? Современная жизнь и современное жилище диктует свои правила, и дизайнеры каминов подчиняются им, одновременно раскрывая свою фантазию. Форма, цветовая гамма и декор камина могут быть практически любыми, и лишь одно остается незыблемым: камин — это по-прежнему олицетворение домашнего очага.